Заболеваемость туберкулёзом на планете составляет от восьми до десяти миллионов человек, а ежегодная смертность составляет 1,5 миллиона. Причём по показателям с наиболее высоким уровнем заболеваемости лидируют страны, имеющие средний или низкий уровни дохода.
Подобные страны характеризуются быстрым ростом производства, быстрым увеличением автомобильного транспорта и высокой плотностью движения в густонаселённых городах. До 2030 года города будет населять около половины планеты.
О вреде для здоровья грязного воздуха наших городов знают, наверное, все (хотя бы в общих чертах). Придать конкретики общим понятиям и исследовать более детально зависимость от загрязнения атмосферы городов и связи с заболеваемостью туберкулёзом решили учёные из Университета медицины и стоматологии в Нью-Джерси. Конечно большой вред окружающей среде приносят грузовые международные автоперевозки, но это бизнес и очень прибыльно.
Занявшись изучением связей, которые теоретически могут возникнуть под влиянием компонентов загрязнённого воздуха в городах и изменением функций в важных иммунных клетках, выполняющих защитную роль в организме человека от бактерий, вызывающих заболевание организма туберкулёзом, исследователями были сделаны определённые выводы.
Внимание исследователей было обращено к вредному воздействию на организм человека, которое оказывается компонентами выбросов дизельного двигателя. Проблема не была столь заметна, поскольку ранее существовало мнение, согласно которому главной опасностью для здоровья человека признавались именно бензиновые двигатели, за счёт выброса в атмосферу вредных окисей углерода.
Функция фагоцитарных иммунных клеток в организме существенно снижается, когда в кровь попадают продукты выброса, создаваемые дизельным двигателем. Фагоцитарные иммунные клетки, относимые к белым кровяным тельцам, именуемым лейкоцитами, созданы для поглощения в организме чужеродных частиц, например вирусов и бактерий.
Проводя свои исследования, учёными был сделан вывод, что именно в результате подобного воздействия существует вероятность ограничения способности организма человека противостоять проникновению в него бактерий, вызывающих заболевание туберкулёзом. В более «лёгких» случаях (латентная, скрытая инфекция) подобное воздействие снижает способность организма к защите.
Результатом воздействия частиц дизельного выхлопа на клетки крови здорового человека становится их меньшая чувствительность к бактериям, то есть у здоровых клеток организма практически отсутствует чувствительность к туберкулёзным бактериям. Иными словами, организм, защитные функции которого снижены, а иммунитет слаб, имеет риск заболеть туберкулёзом, особенно под воздействием автомобильных выхлопов.
Таким образом, доказано влияние частиц дизельных выхлопов на организм, и способность их вызывать заболевание туберкулёзом, наряду с курением и отсутствием санитарной гигиены внутри жилых помещений. Окончательный ответ смогут дать масштабные эпидемиологические исследования, проводимые в реальных условиях.