По склону невысокого холма редколесье из сенегальской акации (Acacia Senegal). Издали кажется, что это густая зеленая роща, но когда вступаешь в нее, то оказываешься в колючей заросли, в которой нет ни зеленой травы, ни подлеска. Лишь невысокие деревца зонтиковидной формы неприветливо встречают своими Длинными колючками, острыми как иголки. Растение мобилизовало все свои защитные средства на борьбу с засухой и животным миром. Восковой налет, сильное опушение и кутикула покрывают зеленые части ветвей и листьев. Все это в какой-то мере спасает растение от чрезмерного испарения, особенно когда изо дня в день в течение 6—8 месяцев нещадно палит солнце. На небе ни облачка, температура в тени выше 40° С.
Идет борьба не только за влагу, но, кроме того, растению приходится защищаться от врагов — представителей животного мира. Для этих целей оно создало острые шипы, колючки, жгучие волоски, ядовитые липкие смолы, камеди и млечный сок. Но тем не менее человек давно уже научился использовать и само растение, и продукты его жизнедеятельности в медицине и промышленности. Акация Сенегал — весьма ценная порода, служит источником получения общеизвестного клея — гуммиарабика. Она распространена в засушливых местах, где не могут произрастать другие древесные виды. Густой янтарный сок вытекает из поврежденных стволов и ветвей. Растение словно стремится залечить поврежденное место своим соком, который быстро высыхает и становится твердым, — это и есть камедь, или гуммиарабик, который нашел широкое применение в лакокрасочной и деревообрабатывающей промышленности, а также в качестве клея для бумаг. Тысячи людей заняты сбором ценного сырья. По добыче гуммиарабика Кордофан занимает первое место среди других провинций. Для экономики Судана это важная статья дохода, поскольку все страны Азии, Америки и Европы закупают гуммиарабик в Африке, главным образом в Судане.
В саванне нет шоссейных дорог. Шофер по каким-то, только ему понятным приметам уверенно ведет машину среди низкотравного редколесья. По пути встречаются высохшие русла речек, и мы то едем по их сухому дну, то круто взбираемся на песчаный берег и попадаем в заросли комбретума (Combretum aculeatum). Акациевое редколесье часто переходит в открытую саванну, где изредка встречаются одиночные деревья адансонии пальчатой (Adansonia digitata). Это баобаб, мимо которого не может пройти путешественник, не отдав дань уважения одиноко стоящему великану. В этом дереве поражает все — и толщина ствола, и мощные сучьи, и крупные плоды. Оно приземисто ц уродливо. Толстые короткие ветви, растущие из громадного ствола, производят странное впечатление. Существует африканская легенда, которая гласит, что всесильный бог рассердился на это огромное дерево, вырвал его из земли вместе с корнями и, перевернув над головой, снова посадил в землю, но уже кроной вниз, а корнями вверх.
Перед баобабом бессильны ветры и ураганы, и растет это могучее дерево не одну сотню лет. Вот поэтому, говорит Осман, живущие здесь племена купают новорожденных мальчиков в отваре коры баобаба в надежде, что они вырастут сильными и здоровыми. Ствол дерева испещрен дуплами, в них гнездятся птицы и поселяются дикие пчелы. В обхвате на высоте груди крупные стволы достигают 10 м, в их полую сердцевину в период дождей собирается несколько десятков кубометров воды. Интересное из интернета: Если Вас интересует аудиторская компания Moore Stephens Kazakhstan, тогда заходите.