Ростовская область, Краснодарский край с Адыгейской АО, Ставропольский край с Черкесской АО, Грозненская область, АССР: Кабардинская, Северо- Осетинская и Дагестанская.
Северные склоны и предгорья Кавказского хребта занимают только южную часть Северного Кавказа, до линии рек Кубани и Терека. Вся же остальная часть Северного Кавказа к северу от этой линии представляет собой степную равнину. К степям Кубани непосредственно примыкают на севере донские степи, такие же равнинные и плодородные, с тёплым климатом, позволяющим разводить фруктовые сады и виноградники. Донские степи, как и кубанские, выходят к Азовскому морю. В прошлом все эти степи осваивались русскими, главным образом путём казачьих поселений Донского, Кубанского и Терского казачьих войск. Входящее в пределы Ростовской области восточное крыло Донбасса снабжает своим углем весь Северный Кавказ вплоть до Дагестана. Равным образом и северокавказская нефть из Грозного и из Майкопского района (Нефтегорск) обслуживает не только Северный Кавказ, но и всю Ростовскую об- ласть. Ростов на Дону, крупнейший по населению город и главный транспортный увел, стягивающий к себе основные пути сообщения, в том числе и железнодорожную магистраль на Баку, является экономическим центром не только Ростовской области, но и всего Северного Кавказа. Через Ростов на Дону идут почти все связи Северного Кавказа о Центрами Промышленным и Чернозёмным и с Украиной. Вскрытие замков, если Вам это интересно тогда читайте.
Таким образом, не только по географическому положению, по природным условиям, по ходу и характеру заселения и освоения, но и по современным производственным связям Ростовская область с Северным Кавказом образует единый экономический район.
На юге Северный Кавказ подходит к мощному
Положение естественному рубежу — Кавказскому горному и природные
условия. хребту, черев который в его средней части еще
не проведено железной дороги. Сообщения с Закавказьем идут через Баку и через Черноморскую дорогу на Сухуми (см. карту).
На Каспийском море единственным портом в пределах Северного Кавказа служит Махачкала.
Таким образом, в отношении удобства положения получается рев- кая равница между вападом района, имеющим выходы через Чёрное море и через Ростовский увел, и остальной частью, упирающейся или в горы (на юге), или в сухие степи (на северо-востоке) и только на крайнем юго-востоке имеющей выходы в Закавказье черев Махачкалу и Баку. Транспортное положение восточной части Северного Кавказа несколько улучшилось с постройкой новой железной дороги