Предания повествуют, что до появления в Норвегии людей, хозяевами этих мест были тролли. Впрочем, тролли и нынче там. Не верите? Так поднимитесь перед закатом в горы и моментально поймете: вы здесь не хозяин. Живут тролли в самой толще гор, а наверх выбираться не любят. Поэтому, чтобы превратиться в тролля ненадолго, нужно оказаться глубоко под землей.
Наилучший способ это осуществить - проехаться по тоннелю между городами Аурландом и Лаэрдалем. Тоннелей в Норвегии много, но Лаэрдальский - всем тоннелям тоннель, ведь его протяженность достигает 25 км.
Весь путь прорублен в мощных скалах, так что, въехав в тоннель, будьте уверены - вы не просто спустились в подземелье, а забрались глубоко в толщу земли, где редко бывают даже шахтеры. На некоторых людей подобный факт действует угнетающе. Это необходимо учитывать, поскольку белый свет удастся увидеть нескоро, только через четверть часа.
Умные норвежцы не просто просверлили дыру в скале и извлекли 2,5 млн тонн скального грунта. Они грамотно продумали безопасность и удобство тоннеля для водителя: двухполосная дорога построена с поворотами, чтобы монотонность не усыпляла. На маршруте много аварийных “карманов”, работают телефоны.
В тоннелях есть своеобразная достопримечательность – огромных размеров пещеры с изумительной синей подсветкой. Синий цвет выбрали в результате опросов, где пассажиры сами выбирали более комфортный цвет освещения. В таких пещерах можно постоять, передохнуть, здесь очень комфортно и работает вентиляция. Вот только железнодорожные пути никак не ограничены, поэтому следует быть крайне внимательными.
Вынырнув на скоростном поезде из подземелья, невольно вскидываешь глаза к небу, чтобы убедиться, что оно на месте. Кстати, на небе в Норвегии тоже можно побывать. Например, съездить туда на поезде. Недалеко от выхода из тоннеля, расположено местечко Флом, где находится еще одно чудо инженерной мысли норвежцев.
В 1920 году возникла необходимость соединить городок Флом с местечком Мюрдал, для транспортировки грузов к морю. Вот только Мюрдал был расположен слишком высоко – на 865 метров выше начального пункта. Серпантин строить не стали, а вручную вырубили в горах 20 тоннелей с уклоном в 55 градусов. Некоторые из них получились невероятно извилистыми, чтобы поезд ненароком не поехал обратно. А речке, которая пересекала путь, проложили новое русло. И даже местный водопад задействовали – стали получать от него электроэнергию.
Строительство длилось 20 лет и закончилось в 1941 году. Но, к сожалению, оказалась больше не нужна. Норвежцы 20 лет размышляли о том, как бы ее с выгодой использовать, и решили организовать аттракцион для туристов. Так и курсирует поезд туда-сюда несколько раз в день, доставляя удовольствие путешественникам.
Из окрестностей идиллического Флома с его прозрачной речкой всего за час можно добраться до гор, украшенных снежными шапками, по пути любуясь дикой норвежской природой. Кристальные реки, шумные водопады, долины с одинокими домиками, чьи крыши поросли мхом и цветами… У водопада Чосфоссен поезд делает остановку. Здесь под аккомпанемент ревущего водопада играет музыка Грига, а из брызг появляется девушка Хюльдра, дух воды, она садится на камень и приветственно машет рукой. Для тех, кому невыносимо долгое время находится в отрыве от цивилизации, во Фломе работает интернет-кафе.
Кстати, в Мюрдале всегда холодно, даже летом. Но там долго никто не задерживается. Гудок локомотива – и очарованных путников спускают с небес на землю по самой крутой железной дороге - аттракциону в мире.