Еще с древних времен известно, что верующие ходили в святые места на поклонение. В 4 в. люди совершали паломничество в святых храмах. С людьми происходили странные вещи при совершении паломничества, например различные совпадения или знамения. Паломники часто путешествуют ради любопытства, поддаются различным искушениям, за это их осуждал Григорий Нисский. Все средства собранные для похода, лучше отдать бедным, и что в любом храме можно причаститься.
Для объединения Церкви в православном мире совершалось паломничество, среди таких монахов были отшельники, они ограничивали себя в соблазнах. Малое паломничество появилось в Средние века – это когда люди посещали местные святые места. В 15 в. чтоб совершить паломничество, нужно было заранее согласовать с духовенством, но его давали при условии, чтоб Папе оплатить пошлину. Для того чтобы отправиться в путь паломники приобретали требующиеся атрибуты, например: плащ, шляпу с красным крестом, отращивали себе бороду.
Паломники в Венеции заключали договор с патрон, он обязывался сопутствовать в путешествии по святым местам, отвезти и привезти, кормить и защищать, мусульманам платить за него.
В Средние века могли отправлять одного паломника за счет общины. Также во Франции каждый год организовывали караван с паломников, который насчитывал до 400 человек. Люди приносили покаяние за злодеяние правительства. Также эту моду позже подхватило немецкое духовенство.
Паломничество в России возникло с первым христианством. Паломники собирались в общины из-за опасного и трудного пути. Но известно, что в Средние века был перелом в паломничестве, из-за захвата святынь неверными. Во второй половине XVIII века оно возобновилось.
Туристические фирмы активно подхватили эту волну, и также устраивают поездки по святым местам. Но между паломничеством и туризмом есть различие, несмотря на схожесть. Паломничество подразумевает очищение души и духовную работу, а туризм — посещение красивых и увлекательных мест.
В древние времена паломничество сыграло большую роль в истории, именно паломники, скитаясь, были распространителями легенд и античной литературы. Часто прикрытием захватнических целей, являлись религиозные мотивы, в таких как – Крестовый поход. В Средние века среди паломников можно было встретить и купцов, и политических агентов королей, и дворян, и авантюристов.
Поломники не раз посещали великую китайскую стену и даже оставили там свои следы, надписи на стене.