При чтении Библии не может не производить впечатление объем содержащегося в ней астрологического материала. Речь идет не только о прямых упоминаниях астрологических интерпретаций естественных событий, но и об астрологических аллегориях — например, о трех типах астрологов, упомянутых в книге Исаии. Поэтому мы должны найти ответы на вопросы: каким образом древние евреи практиковали астрологию? Были ли у них те же созвездия? Те же планеты? Сколько планет они могли наблюдать? На чем основывались их астрологические интерпретации? Давайте попробуем ответить на эти вопросы, используя тот же источник мудрости, что и наши предки — то есть Библию.
Ключ к пониманию астрологии древнего Израиля можно найти в стихе из Второзакония 32:8: Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых.
У Израиля (Иакова) было 12 сыновей — по одному на каждое зодиакальное созвездие. Поэтому ранние израильтяне считали ключом к пониманию сил, скрытых в созвездиях Зодиака, личности сыновей Иакова, опираясь на то, как они охарактеризованы в Священном Писании. Это прекрасно понимали более поздние поколения раввинов, цитировавшие этот стих как доказательство тезиса о том, что мир стоит на 12 столпах*. Позднейшие мистические откровения (Зохар Ваихи; Сефер Разиэль 12а) и апокалиптические откровения (Книга Еноха: Завет Двенадцати Патриархов, Леви) также предполагают взаимосвязь между сыновьями Иакова и созвездиями Зодиака одним из важнейших принципов астрологии. Упоминания об этой связи в Мидрашах и Талмуде слишком многочисленны, чтобы перечислять их здесь. В книге Л. Гинзберга «Легенды Евреев» (которая является, возможно, одним из самых полных собраний еврейских легенд) эта связь наиболее полно проиллюстрирована в томе II и в документах, приведенных в главах 67—70 тома V (Иосиф): Среди родных и близких Иосифа Иаков был единственным, кому были безразличны жизненные успехи его сына, и лишь у Иакова были самые серьезные причины оплакивать его гибель. Он сказал: «Договор, заключенный со мною Господом о двенадцати племенах моих, ныне расторгнут и забыт. Напрасны были мои усилия — смерть Иосифа разрушила договор мой с Богом. Все Божьи труды соответствовали числом числу колен моих — двенадцать знаков Зодиака, двенадцать месяцев в году, двенадцать часов имеет день, двенадцать — ночь и двенадцать драгоценных камней в кирасе Аарона, но теперь, когда не стало Иосифа, не произойдет двенадцати племен от меня».
Хотя именно пророк Исаия узаконил деление Небес на зодиакальные созвездия, надо признать, что идея разделения созвездий по числу сыновей Иакова была подсказана самой природой.
Если мы предположим, что жизни двенадцати сыновей Иакова — праотцов двенадцати Колен Израилевых — лежат в основе возникновения иудейской астрологии и представляют ее, так сказать, историко-религиозное направление, нам придется учесть существование еще двух направлений развития астрологических идей. Одно можно назвать религиозно-естественным, а другое, за отсутствием лучшего определения, теологическим.
Религиозно-естественный вектор развития астрологических концепций основан на том опыте, который древние евреи приобрели, будучи кочевниками в пустыне, и позднее, когда они перешли к земледелию и у них появились первые города. И в ранние, и в более поздние времена Небеса помогали им выжить. Когда они странствовали по пустыне, небесные созвездия помогали им находить правильный путь. Звезды играли для них не меньшую роль, чем для капитанов океанских кораблей в более поздние времена. Не владея основами астрономических наблюдений, в пустыне невозможно выжить. Они наблюдали и другие явления, связанные с годовой цикличностью, например, периодичность, с которой скот приносит потомство, а птицы и животные осуществляют сезонные миграции. Когда древнееврейское общество перешло от кочевого образа жизни к оседлому, жизнь оказалась еще сильнее привязана к временам года, и астрономический опыт, приобретенный во времена странствий, оказался очень полезен. Все естественноастрономические явления воспринимались древними евреями как знамения Божии, то есть как события, имеющие религиозное значение. До сих пор они имеют свое отражение в иудаистском календаре.